Поиск
  • НИЦ "Здоровое питание"

«Налоги на пороки» – нездоровую пищу – должны сработать, уверены в ЕС


Налоги на сладкую, соленую и жирную пищу приводят к сокращению ее потребления, заявили эксперты Европейской комиссии в своем новом докладе. Но повышение налогов может и просто заставить потребителей перейти на более дешевые продукты, предупреждают они.


В докладе ЕС, выпущенном Директоратом по предпринимательству и промышленности, специалисты заключили, что в целом налоги на продукты могут «добиться сокращения потребления продукции, облагаемой налогом» и в некоторых случаях приведут к изменению состава продуктов с целью снижения содержания в них сахара, соли и жиров. Однако они признают, что точное воздействие таких налогов на конкурентоспособность европейского сельского хозяйства и пищевой отрасли по-прежнему требует подробной оценки.

Более того, многие потребители, скорее всего, начнут использовать различные стратегии – например, выбирать более дешевые бренды, – чтобы избежать последствий повышения налогов, предупреждают авторы доклада.

«Потребитель может просто купить более дешевые виды налогооблагаемой продукции, таким образом не снижая потребление ингредиента, на борьбу с которым направлен налог, – соли, сахара или жира. Таким же образом потребители могут купить другие продукты с содержанием сахара, соли или жира на уровне тех продуктов, которые облагаются налогом».

Представитель ЕС также добавил, что налоги на продукты повышают административные обязанности – особенно если объектом налогообложения являются ингредиенты или если правила, определяющие целевые продукты, являются сложными.

Налоги на еду и напитки также могут негативно повлиять на занятость и инвестиции. Также они сильнее затронут малый и средний бизнес – покупатели часто переходят на более дешевые марки продуктов, что снижает конкурентоспособность производителей продуктов премиум-класса с меньшими объемами продаж, говорится в докладе.

«Налоги на продукты могут негативно сказаться на прибыльности, хотя изменения в чистой рентабельности зависят от целого ряда факторов, включая воздействие продуктовых налогов на товары-заменители и факторы, на которые налоги не влияют», – говорится в докладе, с добавлением, что воздействие продуктового налога на инвестиции «неясно».

Налоги на продукты

В то время как налоги на алкоголь и сигареты – давно уже привычное явление, налоги на отдельные продукты питания и напитки, введенные для борьбы с ожирением, появились в некоторых странах ЕС совсем недавно.

Один из примеров – это Финляндия, где налог на конфеты, шоколад, продукты на основе какао, мороженое и фруктовый лед действует с 2011 года. Отдельный налог на безалкогольные напитки был увеличен и расширен, в него были добавлены новые категории напитков.

Венгрия также ввела налог на ряд продуктов (безалкогольные напитки, энергетические напитки, расфасованные подслащенные продукты, соленые закуски и приправы) в 2011 году, а во Франции налог на все напитки с добавлением сахара или искусственных подсластителей был введен в 2012 году и продлен в 2013-м.

Поможет ли это?

«По-прежнему широко обсуждается, в какой степени изменения в потреблении продуктов, вызванные налогом, фактически приведут к улучшению общественного здоровья; доказательства, приведенные в научной литературе, неубедительны, а иногда и противоречивы, – говорится в докладе. – Поскольку налоги на продукты, направленные на мотивацию здорового питания, – это относительно недавняя политическая инициатива, а исследования общественного здоровья требуют данных за длительный период, чтобы оценить воздействие на рацион, ожирение и неинфекционные заболевания, у нас пока отсутствуют надежные выводы о влиянии продуктовых налогов на общественное здоровье».

Кроме недостатка данных за длительный период времени, в докладе отмечается, что опрошенные заинтересованные стороны отметили, что налоги пока что взимаются только с продуктов, представляющих сравнительно небольшой процент от потребления целевых питательных веществ.

«Данное исследование демонстрирует, что еда – это не один продукт, а сложный набор товаров с большим количеством возможных вариантов замены. В связи с этим трудно предсказать, как будет меняться покупательское поведение потребителей в ответ не только на облагаемые налогом товары, но и в отношении других сопутствующих товаров. Кроме того, налоги на продукты действуют в высоко динамичной экономической и законодательной среде, в которой множество факторов и переменных изменяются и влияют на цены и спрос непосредственно в период изучения изменений системы налогообложения».

Источник: http://www.foodnavigator.com/Legislation/Sin-taxes-on-unhealthy-foods-will-work-says-EU-report

Текст доклада (на английском языке)

#Европа #ЕС #налоги

© 2013-2020. 

Научный познавательный портал о здоровом питании и активном образе жизни.
Использование материалов АНО НЦ «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ» разрешено только с предварительного согласия правообладателей.
Все права защищены.

 

Информация на сайте АНО НЦ «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ» не является медицинским предписанием и не заменяет консультацию врача или диетолога. 

Автономная некоммерческая организация Национальный исследовательский центр «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ» (АНО НЦ «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»)

Адрес: Москва, 125502, г. Москва, ул. Петрозаводская, д. 11, корп. 3, помещение 1, ком. 16

 

Почтовый адрес: 115419, г.Москва, Ул.Шаболовка,34 стр.5 

БЦ МатриксОфис,  АНО НЦ «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ».                            Телефон: +7 968 931-31-79                                                                anoniceda@gmail.com