• НИЦ "Здоровое питание"

Жирная пища может воздействовать на метаболизм через циркадные ритмы

По результатам нового исследования, употребление продуктов с высоким содержанием жира может воздействовать на метаболизм, перепрограммируя циркадные «часы» в нашей печени.

В этом исследовании, опубликованном в журнале «Cell», использовался высокопроизводительный анализ профиля считывания генетической информации по синтезу веществ а печени и процессом самого синтеза для изучения воздействия рациона с повышенным содержанием жира на метаболизм. Было обнаружено, что рацион с высоким содержанием жира внес изменения в молекулярный механизм, контролирующий внутренние биологические часы, которые регулируют метаболические функции печени.

Группа ученых под руководством профессора Паоло Сассон-Корси (Paolo Sassone-Corsi) из Калифорнийского университета в Ирвайне считает, что подобное нарушение циркадных ритмов может способствовать возникновению метаболических расстройств и заболеваний, таких как диабет, ожирение и гипертония.

"Рацион с высоким содержанием жира приводит к транскрипционному перепрограммированию часов, которые изменяют отношения между время-зависимым считыванием информации и процессом синтеза", – пишут исследователи.

"Питательные вещества оказывают сильное воздействие на клеточные часы, выявляя тем самым присущую им гибкость, – разъясняют они. – Это воздействие заключается не только в подавлении существовавших до этого ритмов, но и в порождении ритмов там, где обычно их не существует. Они появляются быстро и не требуют наступления ожирения".

Ритмы обратимы?

Помимо выявления негативного воздействия продуктов с высоким содержанием жира на метаболизм и циркадные ритмы, Сассон-Корси и его группа также установили, что возвращение к сбалансированному питанию с низким количеством жира нормализует эти ритмы.

"Обратимая природа этих последствий дает надежду для новых диетологических и фармацевтических стратегий", – считает исследовательская группа.

Подробности исследования

Исследовательская группа сообщила, что рацион с высоким содержанием жира перепрограммирует часы печени, используя два основных механизма: первый из них блокирует нормальные циклы, мешая регулирующим эти часы генам CLOCK:BMAL1; второй механизм запускает новую программу колебаний, активируя гены, которые в нормальном состоянии не вызывают колебания. Обычно это явление наблюдается под воздействием фактора PPAR-gamma, отмечают исследователи.

Сассон-Корси также отметил тот факт, что такое перепрограммирование имеет место вне зависимости от ожирения; оно скорее полностью зависит от приема калорий, демонстрируя поразительную адаптивность биологических часов.

Сейчас группа планирует расширить свои исследования, чтобы оценить воздействие рациона с высоким содержанием жира на другие ткани и функции тела, включая мышцы, жир, мозг и плазму крови.

Источник:http://www.foodnavigator.com/Science-Nutrition/Fatty-diet-may-impact-metabolism-through-circadian-rhythms-say-researchers