Искусственное мясо: заменит ли обычное и можно ли в пост?





В пищевой индустрии настало время перемен: растительные альтернативы мясу и молоку на полках супермаркетов стали обыденностью. Всё больше людей выбирает "мясо не из мяса" и молоко с грядки. "Мясо" из сои и гороха, картофельного крахмала, свекольного сока и других секретных ингредиентов продаётся с каждым годом всё лучше, обычное – хуже и хуже. В уходящем году продажи говядины в американских супермаркетах снизились на 0,4%, а альтернативного мяса выросли на 8%, свидетельствует Nielsen. Потребитель выбирает растительные продукты, потому что они полезнее для здоровья и более экологичны.


Традиционная мясная промышленность пытается сопротивляться. В феврале 2018 года фермеры, члены Ассоциации животноводов США, обратились в Министерство сельского хозяйства с петицией о более жестком регулировании растительных продуктов. Они просят запретить использование "мясной" терминологии (слова "бекон", "мясо" и так далее) на упаковке растительных заменителей. По их словам, неправильное название вводит покупателей в заблуждение. В 12 штатах страны уже приняты законы, запрещающие использовать слово "мясо" на упаковке растительной продукции; в октябре федеральный законопроект о запрете внесен в Конгресс США.

Некоммерческая организация "Центр свободы потребителей" (The Center for Consumer Freedom) в прошлом году начала информационную кампанию против растительного мяса, называя его продуктом глубокой переработки, содержащим наполнители и добавки, вызывающие ожирение.


НКО, ранее прославившаяся гонениями на зоозащитников и протестами против налогов на сахар в напитках, начала с рекламных публикаций в местных и национальных газетах под лозунгом "мясо фальшивое, химикаты настоящие" и выложила на своем веб-сайте тест, где сравнивает растительное мясо и корм для собак.

Ричард Берман, исполнительный директор Центра, созвал пресс-конференцию, где объявил о планах нанять группу ученых для исследования растительного мяса с целью выявить потенциальные риски для здоровья. От ответа на вопрос об источниках финансирования предполагаемого исследования Берман уклонился.


Рынок растительного мяса пока составляет лишь сотую часть от продаж традиционного мяса, но производители говядины серьезно обеспокоены его ростом. Их пугает печальная судьба молочного рынка: соевые и миндальные альтернативы уже откусили около одной десятой части продаж традиционной молочки, и спрос на них продолжает расти бурными темпами.


Альтернативное мясо перестало быть экзотикой. Его можно встретить в почти 60 000 торговых точках на всей территории Америки, и это не только дорогие рестораны. Сети быстрого питания поспешили включить инновационный продукт в своё меню. Растительные бургеры появились в "Бургер кинге", сетях White Castle и Carl’s Jr, а в сентябре лидер мирового фастфуда "Макдональдс" объявил, что начинает продажи растительного сэндвича в 28 своих ресторанах в штате Огайо.

"Не получается победить – возглавь". Некоторые традиционные мясные компании решили не бороться с инновациями, а разработать свои версии растительного мяса. Мясные гиганты Tyson Foods Inc., Hormel Foods Corp и Smithfield Foods вывели на рынок свои версии альтернативного мяса.


Производители растительного мяса тоже настроены решительно. Они называют свою продукцию более полезной и экологичной: ущерб природе от производства растительного бургера многократно меньше, чем от выращивания, транспортировки и забоя скота. Лидер сегмента стартап Impossible Foods открыто заявляет, что в миссию компании входит полное прекращение животноводства, которое они называют "доисторической, разрушительной практикой".


Как только штат Миссури первым в стране принял закон, запрещающий использовать слово "мясо" на растительных продуктах, вегетарианская компания Tofurky подала на штат в суд, утверждая, что нарушается право на свободу слова. Юридическая битва еще не закончена.


В России растительное мясо делает свои первые шаги на рынке, и 2019 год стал для него прорывным. Сначала бургеры калифорнийской компании Beyond Meat появились в дорогой сети ресторанов White Rabbit, а с октября котлеты из растительного мяса можно приобрести в сети быстрого питания "Теремок". Котлетка из горохового белка и сои стоит дороже обычной, но основатель сети Михаил Гончаров рассчитывает на любопытство россиян и их интерес ко всему новому.


В наших супермаркетах растительное мясо пока занимает скромное место на полках вегетарианской и здоровой еды. Главные препятствия для завоевания рынка – высокая цена (килограмм мяса Beyond Meat в московской «Азбуке вкуса» стоит более трех тысяч рублей) и непривычный вкус. Несмотря на многолетние усилия, производителям пока не удалось воспроизвести вкус и текстуру натурального продукта.


Конкуренты бургеров из растительного белка – не только обычная говядина, но и культивируемое мясо из пробирки. Несколько клеток из коровьей мышцы вырастают в питательной среде до размеров приличного стейка. Работы по созданию культивируемого мяса ведутся и в России: в сентябре этого года московский «Очаковский комбинат пищевых ингредиентов» объявил о создании искусственного мяса, пригодного для массового производства. Пищевики в содружестве с учеными работали над проектом более двух лет.

Производитель готов выпустить культивируемое мясо на прилавки уже в 2023 году, при условии, что не возникнет юридических препятствий. По его словам мясо полностью безопасно для человека, а благодаря полной стерильности при выращивании оно хранится вдвое дольше обычного мяса. На момент выхода в массовое производство килограмм культивируемого мяса будет стоить около 800 рублей.


Российская мясная промышленность пока не видит в альтернативном мясе угрозу. Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин в интервью порталу "Агроинвестор" отметил: "Объем в 27 тонн, на который Beyond Meat планирует выйти к 2020 году на нашем рынке, просто мизерный — это всего лишь 100 тыс. бургеров за год, меньше, чем продает пара популярных бургерных. И даже если компания выйдет на объем продаж в России в тысячу тонн, все равно они не составят никакой конкуренции нашим производителям мяса — поэтому никакой угрозы для отрасли нет. Наше потребление натурального мяса растет на 200-300 тыс. т в год. К тому же, искусственное «мясо» или его растительная разновидность по цене в ближайшие годы вряд ли будет дешевле настоящего, а значит позволить его себе смогут только более состоятельные люди, и то разово — просто ради того, чтобы быть в тренде".


Юшин скептически отнесся к планам производителей растительного мяса занять 10% мясного рынка в ближайшие 10 лет. По его мнению, тренд на растительное мясо – всего лишь мода, игрушка для состоятельных людей. В России слишком развита культура мясоедения, чтобы можно было серьезно говорить о широком распространении котлет из растительного белка.


По данным Росстата средний россиянин потребляет 89 килограмм мяса в год. Это значительно больше, чем рекомендуемые ВОЗ 42,8 кг. В среднем расходы на питание в нашей стране составляют 30% семейного бюджета.



Подробнее о инновационных продуктах в программе радио Маяк ЗОЖефина, директор НИЦ "Здоровое питание" Зинаида Медведева



Featured Posts
Recent Posts
Archive
Search By Tags
Follow Us
  • Facebook Basic Square
  • Twitter Basic Square
  • Google+ Basic Square
  • Смотри, что ешь!
  • Facebook Social Icon
  • Vkontakte Social Icon

© 2013-2020. 

Научный познавательный портал о здоровом питании и активном образе жизни.
Использование материалов АНО НЦ «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ» разрешено только с предварительного согласия правообладателей.
Все права защищены.

 

Информация на сайте АНО НЦ «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ» не является медицинским предписанием и не заменяет консультацию врача или диетолога. 

Автономная некоммерческая организация Национальный исследовательский центр «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ» (АНО НЦ «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ»)

Адрес: Москва, 125502, г. Москва, ул. Петрозаводская, д. 11, корп. 3, помещение 1, ком. 16

 

Почтовый адрес: 115419, г.Москва, Ул.Шаболовка,34 стр.5 

БЦ МатриксОфис,  АНО НЦ «ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ».                            Телефон: +7 968 931-31-79                                                                anoniceda@gmail.com